Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) обратилась к сенаторам с предложением сделать продажу спиртных напитков легальной. Авторы инициативы предлагают конкретную схему купли-продажи алкоголя в интернете.
Человек будет должен подтвердить на «Госуслугах» личность, после чего ему будет выдан QR-код, который нужно будет предъявить курьеру во время доставки товара. В АКИТ считают, что это позволить не приобретать алкоголь несовершеннолетним.
«Почта России» и отечественное вино
Однако Алексей Каневский, — глава комитета по экономике московского отделения «Опора России», — считает, что введение QR-кода является избыточной мерой:
На мой взгляд, этот закон нужно было принять уже давно и не усложнять его техническими подробностями, которые сейчас обсуждаются. Однако боюсь, что верификация через "Госуслуги" может отпугнуть покупателей. Купить спиртное в интернете разными, но не вполне законными способами, например, через доставку, можно и сейчас.
Любое послабление регуляторной системы пойдет на пользу как потребителю, так и производителю. Если задумываться о том, что дети начнут покупать алкоголь в сети, можно прийти к такому выводу — подростки могут найти способ и приобрести все что им нужно и в сети, и в обычном магазине. Сейчас, мне кажется, нужно дать возможность поддержать экономику.
Алексей Каневский, глава комитета по экономике «Опора России» московского отделения
Дистанционной торговлей в качестве эксперимента в 2023 году должна заняться «Почта России». По информации источника, QR-код в таком случае не понадобится.
Заказ будет оформляться через официальный сайт, но сам товар будет доставлен только на следующий день. Ассортимент будет ограничиваться отечественным вином.
Павел Глухов, — GR-директор «Сбермаркет», — поясняет, что если онлайн-торговлю примут в таком виде, то она будет направлена на поддержку именно отечественных виноделов:
Контролировать возраст можно поэтапно. Клиент сначала проходит верификацию через единый портал "Госуслуг". При получении заказа он подтверждает свою личность с помощью кода, отправленного системой. Это решение позволит предоставить удобный сервис покупателям в полном соответствии с законом. Сегодня российский бизнес имеет все необходимые возможности, инструменты, IT-технологии для обеспечения прозрачности, а, главное, безопасности онлайн-продажи алкогольной продукции.
Важно организовать легальную торговлю дистанционным способом, что позволит сильно сократить объем контрафакта на рынке, ослабить позиции теневых игроков, а также повысить рентабельность онлайн-сервисов и создать условия для дальнейшего роста маркетплейсов.
Павел Глухов, GR-директор «Сбермаркет»
Объем дистанционной торговли и маркетплейсы
В Минфине говорят, что несмотря на фактический запрет продажи алкоголя дистанционно, его актуальный объем торговли в интернете достигает 3 млрд рублей в год.
Эксперты с этим не согласны и предполагают, что реальный оборот в 10 больше официальных данных. На сегодняшний день приобрести спиртные напитки можно даже на крупных интернет-площадках.
«Ведомости» ранее уже раскрывали схему, как обходят запрет на дистанционную продажу: формально покупателем является курьер, который лично совершает покупку. За последний год данный рынок вырос на 40%, говорит источник.
Дмитрий Русаков, — директор по взаимодействию с органами государственной власти сервисов электронной коммерции «Яндекс», — говорит, что на долю данного рынка, в случае легализации, претендуют маркетплесы:
Мы поддерживаем данную инициативу, и технологически все наши сервисы готовы соблюдать необходимые ограничения. Я сейчас говорю о возрасте покупателя или времени продажи алкоголя. Интеграция с государственными сервисами — ЕСИА, ЕГАИС — обеспечит все необходимые меры защиты.
Через ЕСИА можно проверять возраст, а ЕГАИС позволит отслеживать перемещение каждой бутылки алкогольной продукции от производителя до потребителя. Данная мера может стать хорошим стимулом для поддержки отечественных производителей, потому что сейчас они не всегда имеют возможность быть широко представленными, а потребитель не имеет возможности заказать качественную отечественную алкогольную продукцию.
Дмитрий Русаков, директор по взаимодействию с органами государственной власти сервисов электронной коммерции «Яндекс»
В своей инициативе АКИТ ссылается на практику в других странах. Так онлайн-торговля спиртными напитками легализована и находится под контролем государства в Китае, Бразилии, ЮАР, Армении, Киргизии и на территории всего Евросоюза.
Автор оригинального текста — Светлана Белова
Источник новости — «Алкоголь просачивается в онлайн»