У большинства людей Мексика ассоциируется с кактусами в пустыне, сомбреро на усатых мужчинах и Фридой Кало. Но если погрузиться в питейную культуру, то можно наткнуться на предположение, что по одному из переводов название страны означает место, где растет агава.
Можно себе представить, насколько значимым и важным для культуры должно быть растение, чтобы в его честь назвали страну. А ведь это действительно уникальный продукт для мексиканского народа.
Агава для Мексики — это все: от пищи до кровли. Например, производят медикаменты из агавы. Из ее листьев делают иголки для шитья. А также инструменты для строительства и оружие. И, конечно, много легенд окутывают это прекрасное и многофункциональное растение.
Майауэль и 400 кроликов
Согласно одной ацтекской легенде, Майяуэль была женой крестьянина, которая однажды увидела на поле мужа и мышь. По другой версии это был кролик. Но суть больше не в этом. Эта мышь очень странно себя вела: резвилась и совершенно не боялась человека.
Присмотревшись, крестьянка обнаружила, что мышка кусает листья агавы. Майяуэль принесла листья домой и сделала из их сока хмельной напиток. Этим напитком было пульке. И за изобретение пульке Майяуэль после смерти стала богиней, а также супругой Патекатля или Шочипилли.
Майяуэль
Майяуэль (исп. Mayahuel) — в мифологии ацтеков изначально одна из богинь плодородия. Затем — богиня, давшая людям агаву и алкогольный напиток пульке (октли). Она же являлась персонификацией растения магуэй (агавы).
Считалось, что у нее 400 грудей, которыми богиня вскармливала 400 детей, известных как Сенцон Тоточтин, или «400 кроликов». Они были покровителями опьянения. Именно эта черта указывала как на ее статус богини плодородия, так и обильно текущий молочный сок агавы.
Плоды агавы сравнивались с грудями богини, а их кончики — с ее сосками. Самым важным среди детей Майяуэль считался бог пульке Оме Точтли. Как правило, Майяуэль изображалась в виде обнаженной женщины, сидящей в кусте или на спине черепахи с чашей пульке в руке.
400 кроликов
400 кроликов — это четыре сотни стадий алкогольного опьянения в представлении народа мешика. Именно этот народ мы привыкли называть ацтеками.
Почему именно 400? Так мешика называли запредельное количество чего-либо. Поэтому «400 = много и лень считать». Почему кролики выступали в роли пьянствующих малых богов? Вероятно, потому что каждый следующий прыжок этих животных был так же непредсказуем, как и поведение выпившего индейца.
Каждый кролик имел собственное имя и исполнял свои функции. Поймать первого кролика — Колхуатцитсатля — значило быть на ранней стадии опьянения. Дойти до Текхалотля — быть уверенным, что достиг в танце уровня «Бог». Увидеть Тепоцтекатля — тот случай, когда алкоголь способствует продолжению рода. Имя Тепоцтекатля очень символично переводится — «Два кролика», изображается он тоже в виде двух кроликов.
Дальше следовал кролик дурашливости, «заставляющий» выдалбливать на стенах священных пирамид нелестные отзывы о бывших: например, «Чиконауи — непорядочная женщина-ацтек». Еще были кролики хвастовства, граничащего с безумием: «Посмотрите как я умею делать сальто назад!».
Есть кролики нелепых бравад: «Да ты знаешь, кто мой папа?!». Кролики воинствующей глупости: «Сейчас ты узнаешь вкус моего макуауитля». Кролики вынужденного отдыха: «Лицом в салат из кактуса».
Особенное впечатление производит кроль Тецкатсонкатль (в переводе — «Соломенное зеркало») — состояние опьянения, при котором вы можете видеть столько же, сколько и в зеркале, сделанном из соломы. А также Макуил Точтли — пушистый бог похмелья, едва узнаваемый из-за головной боли и тошноты.