Осенью начнется эксперимент по онлайн-торговле отечественным вином в Москве и Подмосковье. Рестораторы хотят стать участниками данного эксперимента и просят рассмотреть эту возможность сенаторов.
Представители рынка аргументируют просьбу тем, что это поможет увеличить каналы сбыта локальной продукции. Вместе с этим рестораторы не скрывают, что благодаря этому также хотят увеличить выручку заведений.
Если данную просьбу рассмотрят и примут, то это обяжет рестораторов получать отдельные лицензии, предупреждают эксперты. А также представителям общепита будет тяжело конкурировать с ритейлами, у которых цены ощутимо ниже.
Письмо от ФРиО
В редакцию «Ъ» попало письмо от 7 февраля. Игорь Бухаров, — президент Федерации рестораторов и отельеров России (ФРиО), — обратился в письме к Валентине Матвиенко, — спикеру Совета федерации, — с просьбой снять запрет на удаленную продажу алкоголем для рынка общепита. На запрос «Ъ» в Совете федерации не ответили.
ФРиО старается добиться того, чтобы рестораторов подключили к онлайн-торговле алкоголем еще до запланированного начала эксперимента. Его старт планируют на 1 ноября 2023 года. В рамках эксперимента разрешат продажу в онлайне винами от отечественных производителей в Моске и Подмосковье через «Почту России».
Вместе с этим в правительстве рассматривают законопроект, который бы позволял рознице торговать всем алкоголем удаленно. Минфин, — автор данного документа, — не ответил на запрос «Ъ».
В письме от ФРиО говорится, что нужно уделить внимание ресторанному рынку.
Скорейшее принятие данного документа окажет поддержку отрасли, позволит существенно расширить и увеличить каналы продаж российского вина в сегменте общепита и позволит сохранить рабочие места. Отчасти [это] поможет борьбе с теневой продажей алкоголя.
Ирина Благовещенская, советник президента ФРиО
Ольга Тарасова, — директор сети «Хочу Пури», — и Лиза Джони, — совладелец бара The Nest, — считают, что на сегодняшний день есть потенциальный спрос на доставку алкогольных напитков из заведений общепита. Лиза Джони также считает, что это может стать хорошим инструментом для увеличения выручки не только в кризисные времена.
Мы считаем, что в онлайн-продажах алкоголя рисков нет, хотя наши оппоненты считают, что есть.
Илья Трунин, заместитель главы Минфина, в июле 2019 года
Трудности онлайн-продаж в общепите
Несмотря на все, данная идея может быть труднореализуемой. У розницы значительно больше возможностей увеличивать свое присутствие на рынке онлайн-торговли алкоголем.
Стоимость напитка в ресторанах не может конкурировать с розничной ценой в ритейле.
Наталья Федорова, председатель ресторана Perfect Pitch
Александр Старцев, — руководитель информационного центра WineRetail, — добавляет, что средняя наценка на напитки у рестораторов составляет 250-300%.
Также господин Старцев говорит, что в общепите и ритейле разные виды алкогольных лицензий. На сегодняшний день рестораны не могут продавать спиртные напитки в закрытой бутылке. Из этого следует, что представителям общепита будет нужно получать две лицензии и регистрировать разные юридические лица. Это приведет к серьезным расходам и заставит соблюдать строгие требования к помещениям, как предупреждают эксперты.
Евгения Махнева, — основатель Management Factory, — считает, что дополнительной сложностью для рестораторов и ритейлеров станет проверка возраста покупателей.
По ее мнению возможны ситуации, когда курьер только по факту доставки товара выяснит то, что покупатель — несовершеннолетний. В таком случае весь алкоголь, который уже списали в системе ЕГАИС, придется везти обратно.
Как считает Евгения Махнева, в спальных районах достаточно распространены алкомаркеты в шаговой доступности, в которых потребителям удобнее покупать алкоголь. Она считает, что данное предложение о доставке спиртных напитков актуальнее для жителей районов, в которых нет подобных магазинов, либо в коттеджных поселках.
Александр Старцев считает, что прямыми конкурентами заведений общепита на онлайн пространстве будут не только ритейлы, но и маркетплейсы. У последних есть возможность предложить покупателям доставку алкогольных напитков по ценам, которые будут близки к магазинным.
По его мнению, онлайн-торговля алкоголем рестораторами могла бы конкурировать на рынке, если крупные холдинги общепита смогут договориться на эксклюзивные поставки напрямую с производителями вина.
Автор оригинального текста — Дарья Андрианова
Источник новости — «Рестораторы идут в онлайн со своим»